Развитие воображения и творческой активности

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые можно реализовать в конкретных произведениях. При этом творческое воображение опирается на изображение, которое вдруг со всей ясностью появляется в голове. Буквально — увидела во сне платье, проснулась и нарисовала, каким оно должно быть. Увидел перед мысленным взором диковинный цветок и позже сделал его из камня.

Творческое воображение очень важно для поэтов, писателей, художников, композиторов, режиссеров, то есть людей творческих профессий, важно оно для ученых и изобретателей. Развивая воображение у ребенка вы можете ему помочь выбрать дальнейшую профессию. Когда ребенок подрастет ему стоит купить фотоаппарат. Фотоаппараты canon очень надежные и простые в использовании, лучше начать с них. Общеизвестно, что даже стихи и прозаические произведения зачастую приходят в голову поэтов и писателей в виде определенного образа, а не конкретных слов. Джозеф Пристли, например, писал, что великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный, медлительный и трусливый ум», способны совершить лишь такие ученые, которые «дают полный простор своему воображению».

Упражнения, развивающие творческое воображение:

Дорисовать картинку

Детям предлагаются различные абстрактные фигуры — круги, овалы, зигзаги, любые ломаные линии или штрихи. Задание: дорисовать картинку, чтобы в результате получилось что-то осмысленное. После того как ребенок сказал, что рисунок закончен, обязательно спросите, что он нарисовал и как можно назвать рисунок

Хотите проверить, справился ваш ребенок или нет, вот вам простейшие параметра теста, рекомендованного И. М. Никольским и Г. Л. Бардиером:

Если ребенок ничего не нарисовал — 0 баллов.

Если рисунки — кошечки, собачки и т. д., затрудняется назвать картинку — 1 балл.

Рисунки повторяются, какие-то ребенок называет, какие-то нет — 2 балла.

Если рисунки сложные и оригинальные, ребенок без труда описывает все, что он нарисовал, и дает названия — 3 балла.

Волшебные кляксы

На листе бумаги делают разноцветную кляксу, после чего рисунок складывается пополам, так чтобы нарисованное отпечаталось на другой стороне. Получаются неожиданные картинки.

После того как дети освоили методику «художественного разведения клякс», описанную в предыдущем упражнении, предложите им нарисовать на одной части листка крыло бабочки, после чего сложите еще мокрый листок пополам, так чтобы на другой его части отпечаталось крыло. Полученное изображение будет нечетким, поэтому ребенку следует предложить довести рисунок до ума, то есть сделать его действительно похожим на бабочку.

Придумайте, какие именно изображения можно делать при помощи такого метода кляксомарания. Осуществите задуманное.

Игра в фанты

Игроки бросают в шляпу или в мешок какую-нибудь свою вещь, а затем ведущий наугад достает их. Другой ведущий, который эти предметы не видит, назначает, что этому фанту следует сделать. Кому-то выпадает петь, кому-то танцевать, кто-то должен прыгать на одной ножке или кричать петухом и т. д.

Кукольный театр

В эту игру обычно играют с ребенком 3-4 лет. Для игры подойдут любые предметы, случайно оказавшиеся у вас в кармане или в сумке, например: кошелек с тремя монетками, зеркальце, сережка, вы поочередно вынимаете эти предметы и кладете их перед ребенком. В одной маленькой стране — кладете развернутый платок, стоял дом — кошелек, в этом доме жили три брата — вынимаете три монетки разной величины.

И вот однажды братья решили отправиться в путь и найти себе невест — монетки одна за другой покидают платок, шли братья, шли и достигли небольшого озера — зеркальце, легли отдохнуть возле воды, и тут, чудо, из воды появилась прекрасная принцесса — сережка…

Сначала вы создаете кукольный театр для ребенка, и затем он придумывает свою историю. Вторым этапом вы выкладываете на стол поочередно по одному предмету, продолжая повествование.

Свободное фантазирование

Ребенку дают возможность неограниченно фантазировать. Он может сделать это устно, письменно, посредством карандашей, красок или пластилина. Главное, чтобы он делал все, что захочет, хоть руками в краску лез, а потом оставлял свои отпечатки на бумаге. Ребенок может придумать любые персонажи, сюжеты, его не стоит ни в чем ограничивать.

Что было бы, если бы…

Для развития творческого воображения очень полезно отвечать на вопросы: «Что было бы, если бы…», которые мы обсуждали в начале книги.

Придумай историю

Дети 5-8 лет хорошо придумывают сказки. Для тренировки попросите их придумать истории на заданные темы. Это может быть проговореная тема, то есть вы задаете тему сами, рассказ по картине, после прослушанной мелодии и т. д.

Придумать окончание истории

Вы рассказываете ребенку историю, останавливаясь в самом интересном месте. Его дело — продолжить рассказ. Таким образом можно совместно сочинить целую сказку, присоединяя свои кусочки рассказа по очереди, как вагончики поезда, а можно попросить ребенка закончить начатый рассказ.

Если это приключенческая история, желательно, чтобы героем в ней был ребенок такого же пола и возраста, как ваш. Таким образом, придумывая, как герою выбраться из создавшейся ситуации, ребенок невольно начинает отождествлять себя с ним.

Придумать рассказ с заданным персонажем

Персонажи могут быть выписаны на отдельные карточки, и дети должны сначала вытащить их из мешка, а затем рассказать какую-нибудь историю о них.

Тайна вещей

Задание для детей постарше. Возьмите любой предмет домашней утвари и представьте его человеком. Для этого упражнения важно уметь видеть и сравнивать. Например, простой и удобный стол. Достаточно старый и заслуженный. Он похож на старого трудягу чиновника. Никаких на нем украшений, никаких наград. Только вот бок в одном месте прожжен — это хозяйка утюгом давно уже приложила, след остался.

Или посмотрите на вот тот очаровательный туалетный столик На нем и завитушки, и цветочки, и ангелочки, и само зеркало блестит, словно хорошенькое личико красавицы и кокетки. Вот она, чаровница разложила, себе кремы и пудры, духи и туалетные воды, а помад, помад-то сколько…

Что мебель может рассказать о себе?

Истории, рассказанные разными предметами. Мы обсуждали этот способ сочинения историй в главе «Сказки от господина Андерсена».

Иносказательные средства

Обязательно работайте с иносказательными средствами: метафорами, гиперболами, аллегориями. Просите объяснить смысл пословиц, народных выражений, стихотворных оборотов.

Игра в «такие бывает»

Мы уже говорили о ней выше (см. часть 1), прекрасно развивает творческое воображение.

Очумелые ручки

Помните передачу с таким названием? Если нет — суть ее проста: ведущие предлагают сделать новые оригинальные приспособления из старых и ненужных. Например, если прибить к доске для разрезания хлеба пробки с острыми краями, то на этом приспособлении можно будет счищать чешую рыбы.

В нашей игре задание будет проще. Нужно выбрать любой предмет и придумать, как его можно использовать, кроме традиционного назначения.

Кто больше

Делаем поделки из шишек, яиц, желудей и т. п. Задание: придумать как можно больше поделок из одних и тех же материалов. Например, яичная скорлупа может стать личиком куклы, телом пингвина, новогодним шариком, ножкой грибка, телом рыбки и т. д.

Необыкновенные музыканты

Попросите ребенка оглядеться вокруг и выбрать все, на чем он сможет играть музыку. Должны быть использованы самые обычные вещи. Нет никакого смысла доставать из-под дивана старое детское пианино и играть на нем. А вот превратить пенал в барабан и сыграть на расческе, как на губной гармошке, — совсем другое дело.