Как правильно учить ребенка чтению

Многие родители сталкиваются с трудностями в процессе обучения ребёнка чтению. А некоторые и вовсе не стремятся этому учиться. Как вызвать у ребёнка интерес к чтению, если это занятие, по каким-то причинам, он считает скучным и неинтересным?

Интерес к чтению можно вызвать несколькими способами:

  1. С раннего детства читайте ребёнку книжки, при первых самостоятельных попытках не забывайте хвалить ребёнка и подбадривать;
  2. Книги должны быть с яркими картинками и интересным содержанием, можно прибегать к маленьким хитростям, например просить ребёнка прочитать вывеску на здании или слово из его любимой компьютерной игры;
  3. Читайте каждый день, тем самым вырабатывается привычка. Приводите в пример его сверстников, которые уже умеют читать;
  4. Просите высказать личное мнение о прочтённом фрагменте или о книге в целом.
  5. Обязательно рассказывайте об авторе написавшем читаемую книгу.
  6. Прерывайте чтение на самом интересном месте, дабы вызвать у ребёнка интерес…

Все дети разные по своей природе, как в умственном развитии, так и в духовном. Многое зависит от наследственного фактора. Если же у одних детей предрасположенность к гуманитарным наукам, то у других к точным (математическим). Очень важно учитывать способности каждого отдельного индивидуума и только потом приступать к обучению.

Памятка для родителей

Памятка как привить любовь к чтению

Без спешки!

В процессе обучения чтению нельзя торопиться. В первую очередь, нужно научиться говорить. Если же у ребёнка проблема с речью, то необходимо обратиться за помощью к логопеду. Он поможет устранить существующие дефекты в речи. После исправления их в произношении, можно приступать к изучению букв алфавита.

Всё сразу

[stextbox id=’info’]Не заучивайте сразу все буквы. Начинайте с каждой отдельной по порядку. [/stextbox]

Обязательно приводите примеры слов, начинающихся на эту букву. Это могут быть названия животных, предметов, игрушек, природных явлений. Называйте те слова, которые больше всего знакомы вашему ребёнку. Так легче будет запомнить букву. Постепенно вы выучите все буквы русского алфавита.

Произношение

Будьте внимательны в произношении. Нельзя называть буквы с призвуками гласных, потому что в дальнейшем ребёнок будет неправильно читать. Например, сэ, рэ и т.п.

В начале обучения постарайтесь убирать из поля зрения ненужные слова, с помощью листочка и линейки. В противном случае малыш будет путаться. Проговариваем чётко каждую букву. Гласные стараемся тянуть, при этом вытягивая губки.
После того, как ребёнок выучит все буквы алфавита, медленно, но верно приступайте к сложению из букв слогов

Простые слоги для чтения

Связка букв

Чтение гласного + согласный – это, пожалуй, самый ответственный момент в обучении. Не допускайте таких ситуаций, чтоб ребенок читал слог по одной букве, иначе рискуете тем, что у него отточится этот ненужный навык. В будущем он будет читать рывками. Для начала берём простые слоги, состоящие из двух букв.

[stextbox id=’grey’]Это могут быть такие слоги: ау, уа, ао, оа, ам, ум, ас, ус, ос, ма, му, са, су, со, мо.[/stextbox]

Пускай научится их соединять. Можно сказать ребёнку такую фразу: «если одна буква бежит к другой, что вместе получается?». Он должен будет прочитать слог слитно.

Сложные слога

В результате освоения простых слогов, приступаем к слогам, которые немного сложнее. В качестве примера берём такие слова: мама, сама, оса, сом, сам.

[stextbox id=’grey’]Чтоб закрепить прочтение слогов, состоящих из трёх букв, стараемся прочитать все по порядку: сма, смо, сму, мра, мро, мру, сха, хмо, хму, шма, шму, шра, шмо, шру, шро.[/stextbox]

Не нужно забывать закреплять пройденные слоги. Для этого, перед каждым занятием сначала повторяйте изученный материал, а потом приступайте к освоению нового. Так вы поймёте, что ребёнок знает хорошо, а с чем ещё предстоит поработать.

Сложные слоги для чтения

Проверка знаний

Существует отличный способ, с помощью которого можно проверить полученные знания. Для этого нужно слоги написать вразброс, куда включить несколько повторяющихся. Если ребёнок читает без ошибок и не путается – значит запомнил.
Не заставляйте прочитать сразу целое слово! Разделите слово на все слоги, из которых оно состоит.

Пускай ребёнок проговаривает каждый слог по отдельности. Только потом соединяет их в целое слово. Можно предложить прочитать слово «мама». Это слово дети, как правило, очень хорошо запоминают. Или несложные слова: оса, папа, баба, роса, шар. Можно предложить малышу назвать букву, на которую начинается каждое прочитанное слово.

[stextbox id=’grey’]Употребляйте чаще имена: Рома, Миша, Саша, Маша.[/stextbox]

Ни в коем случае не называйте слова, содержащие мягкие и твёрдые знаки. Ребёнок может окончательно запутаться. Ему и так тяжело усваивать новую информацию. Спустя некоторое время, можно предложить прочитать какое-нибудь слово, содержащее эти знаки.

Учимся читать слова

Помощники в обучении

В наше время существует очень много вспомогательной литературы для обучения чтению. В качестве вспомогательных материалов можно использовать специальные буквари. В таком процессе важно применять логопедическую методику и магнитную азбуку. Такой подход будет интересным как для вас, так и для вашего ребёнка.