Как принять решение, формула: скорость + действенность

Как понять какое решение принять в бизнесе? Компанию, имеющую проблемы с принятием решений, распознать нетрудно. Достаточно услышать жалобы, что она является «сложной», как становится ясно, что довести в ней что-то до успешного завершения — непросто.

Выбор лучшей стратегии

Как известно, «где сто нянек, там ребенок кривой» — возможно в этом кроется корень проблемы? Хотя есть много компаний с матричными структурами, где в различных процессах задействовано немалое количество людей, но несмотря на это, каждый сотрудник понимает свою роль, все работает безупречно, а решения принимаются быстро и эффективно.

[stextbox id=’info’]Как показало исследование McKinsey, в организациях, где быстро принимаются высококачественные решения, рост бизнеса в 2,5 больше, чем в других.[/stextbox]

Также в них генерируются вдвое больше прибыли, а доходность инвестированного капитала выше на 30%.

Однако в большинстве компаний процессы принятия решений являются недостаточно эффективными. Возникают «пробки», так как руководители вновь и вновь пересматривают уже принятые решения. Подотчетность теряется в «тумане» разветвленной подчиненности, когда практически никто ни за что не отвечает.

Быстрое принятие решения в бизнесе

Или имеет место такое явление, как «смерть от PowerPoint»: «выливаются» настолько большие объемы информации, что это не облегчает принятие решений, а, наоборот, может завести этот процесс в «тупик». И, кроме всего, многие организации страдают от бюрократизации и поэтому скорость и действенность становятся для них недосягаемым идеалом.

Еще больше процессы принятия решений затрудняют мифы, которые утвердились в организационном сознании. Вот некоторые из них.

Миф 1. Нужно выбирать между качеством и скоростью

Часто хорошие решения принимаются быстро, что является производной от нескольких факторов. Во-первых, система сконструирована таким образом, что вовлеченность тех, кто должен быть причастным к принятию данного решения, является максимальной, а общее количество участников процесса — минимальным.

Эфективное управление бизнес процессами

Во-вторых, процесс существенно ускоряется благодаря действенной системе внедрения решений. В-третьих, синхронизирована деятельность во всех точках взаимодействия, а количество совещаний и решений сведено к необходимому минимуму.

Миф 2. Благодаря технологиям принимать хорошие решения стало легче

Да. Большие данные, искусственный интеллект и другие технологии этого уровня могут вам в этом помочь, но не всегда. Более того, есть риск, что большое количество технологических инструментов и растущие объемы данных приведут к информационной перегрузке и «аналитическому параличу».

Также не стоит поддаваться соблазну поверить в то, что процесс принятия решений можно сделать исключительно рациональным, вытащив из него эмоциональный компонент. В конце концов, именно эмоции могут подсказать, что является правильным и желательным, а что нет.

Качество и скорость решения в бизнесе

Миф 3. Применение «лучших практик» поможет усовершенствовать процесс принятия решений

Понятие «лучших практик» является условным. Они могут быть полезными в одних ситуациях, и вредными в других. Различные типы решений требуют отличных подходов и рекомендаций. То, что работает в одном контексте, имеет разрушительный эффект в другом.

Улучшаем процесс принятия решений

Но что может существенно улучшить качество процесса принятия решений? Для этого нужно больше внимания уделять тому, вокруг чего вращаются решения. Например, можно выделить четыре типа решений, требующих различных наборов «лучших практик».

1. Решение «больших ставок».

Эти решения принимаются редко (например, относительно осуществления M&A-сделок или крупных инвестиций). Потенциально они несут в себе как большой выигрыш, так и вероятность провала. В таких ситуациях здоровая дискуссия между топ-менеджерами важнее, чем данные.

2. «Сквозные» решения.

Решения, которые принимаются часто и влияют на различные участки организации (среди прочего, касающиеся распределения бюджета, продажи, планирования операционной деятельности, разработки новых продуктов). В этом случае самое важное — не то, кто имеет право принимать решения, а четкость структурирования процесса.

Управление бизнес процессами

3. Текущие и спонтанные решения.

Решения, которые ежедневно принимаются членами организации в рамках выполнения своих обязанностей (например, реагирования на проблемы, связанные с клиентами). Первостепенное здесь — не линии формального подчинения, а культура открытости и доверия, где каждый понимает свою роль и стратегические приоритеты организации.

4. Делегированные решения.

Повседневные операционные решения, которые принимаются командами или индивидами, владеющими информацией, критически важной для осуществления выбора (например, решение о проведении промомероприятий, внесение корректив в производственный процесс).

В таких случаях делегирование полномочий — это только половина дела. Руководители должны научиться наделять подчиненных определенной автономией и не вмешиваться в их работу.

Итоги:

[stextbox id=’grey’]В сегодняшней статье мы рассмотрели преграды, которые разрушают эффективность процесса принятия решений и дали рекомендации, как их можно преодолеть и устранить.[/stextbox]