Цитаты Соломона (Salomon)
Соломон — третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965—928 до н. э., в период его наивысшего расцвета.
Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, — ибо кто его приведёт — посмотреть, что будет после?
Благо тому, кто совсем не жил, кто не видел злого дела, что творится под солнцем.
Что пользы человеку от его трудов?
Благотворящий бедному — даёт взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его.
Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим.
Бывает на земле и такая тщета: есть праведники, а дана им участь в меру деяния нечестивцев, и есть нечестивцы, а дана им участь в меру деяния добрых.
Что было, то и будет, и что творилось, то и творится, и нет ничего нового под Солнцем.
Вдвоем быть лучше, чем одному, ибо, если упадут, друг друга поднимут, но горе, если один упадёт, а чтоб поднять его нет другого, да и если двое лежат — тепло им, одному же как согреться?
Честь для человека — отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.
Верный человек богат благословениями.
Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою. при множестве совещаний.
Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь. (Екк. 1:18[3])
Царь правосудием утверждает землю.
Все дни человека — печаль, и заботы его — это скорби.
Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору.
Всё суета суёт. Всё тщета и ловля ветра.
У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. 31 Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: 32 впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; 33 глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, 34 и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. 35 [И скажешь: ] «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».
Всему свой час и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать. Время разрушать и время строить. Время разбрасывать камни и время складывать камни. Время молчать и время говорить.
Труды праведного – к жизни, успех нечестивого – ко греху.
Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утешает распрю.
Так предам же я сердце тому, чтобы мудрость познать, но познать и безумье и глупость, — я узнал, что и это — пустое томленье, ибо от многой мудрости много скорби, и умножающий знанье умножает печаль.
Главное — мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум.
Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?
Дающий нищему не обеднеет, а кто отвращает свои глаза от него — на том много проклятий.
Служение идолам, недостойным именования, есть начало и причина, и конец всякого зла.
Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру.
Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце.
Думал: <Стану мудрым> — а мудрость от меня далека.
Сердце беззаконника ищет зла, сердце же правое ищет знания.
Если притупится топор и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить.
Рты тех, кто говорит ложь, должны быть зажаты.
Есть пути которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти.
Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой.
Жизнь постоянно доказывает нам, что мёртвые счастливее живых. А самый счастливый тот, кто вообще не родился.
Придёт гордость придёт и посрамление; но со смиренными мудрость.
И глупец, когда молчит, может показаться мудрым.
Предай Господу дела свои, и предприятия твои свершатся.
И не всё, что говорят, принимай ты к сердцу, что б не слушать, как клянёт тебя раб твой, — ибо сколько раз было — твое сердце знает, что и сам ты тоже клял других.
Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела. Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.
И при смехе иногда бывает болит сердце, и концом радости бывает печаль.
Поставлена глупость на высокие посты, а достойные внизу пребывают.
Ибо кто знает, что есть благо человеку в жизни в считанные дни его тщетной жизни?
Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот. она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей.
Как нехорошо есть много меду, так домогаться славы не есть слава.
От многой мудрости много скорби, и умножающий знание умножает печаль.
Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна.
Но и то я узнал, что единая участь постигнет и мудрого и глупого.
Копающий яму в неё упадёт, и сносящего стенку укусит змея. Разбивающий камни о них ушибётся, и колющему дрова от них угроза.
Нет человека, властного над ветром, — и над смертным часом нет власти, и отпуска нет на войне, и не выручит нечестие нечестивца.
Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.
Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни.
Кто делится с вором, тот ненавидит душу свою; слышит он проклятие, но не объявляет о том.
Не хвались завтрашним днём; потому что не знаешь, что родит тот день.
Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших.
Кто находится между живыми, тому есть еще надежда.
Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.
Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится. Лживый язык ненавидит уязвляемых им, и льстивые уста готовят падение.
Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.
Кто ходит непорочно, то будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них.
Не покидай друга твоего и друга отца твоего, и в дом брата твоего не ходи в день несчастья твоего: лучше сосед вблизи, нежели брат вдали.
Кто хранит уста свои, тот бережёт душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
Не очень будь нечестивым и не будь глупцом — зачем тебе умирать до срока?
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.
Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище и при нём тревога.
Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его.
Лучше слушать от мудрого порицанье, чем слушать человеку песню глупца.
Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти.
Лучше щепоть с покоем, чем пригоршня с трудом и томлением духа. (парафраз Екк. 4:6[2])
Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо; ибо они едят хлеб беззакония и пьют вино хищения…Путь же беззаконных — как тьма; они не знают, обо что споткнутся.
Много книг составлять конца не будет, и много читать — утомительно для плоти.
Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими?
Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками.
Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать.
Мудрость сына — от отцовских наставлений, а наглец упреков не слышит.
Мужа — одного из тысячи нашёл я, а женщины — ни одной из всех их не нашёл я.
Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнётся.
Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
Муравьи народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши народ слабый, но ставят дома свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах.
Мудрость поможет мудрому лучше, чем в городе десять могучих.
Нашел я, что горче смерти женщина, потому что она — сеть, и сердце её — силки, руки её — оковы.
Может ли кто взять огонь за пазуху, чтобы не прогорело платье?
Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя.
Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа.
Не говори: «Как случилось, что прежние дни были лучше этих?», ибо не от мудрости ты спросил об этом.
Лучше тебе не обещать, чем обещать и не исполнить.
Не замышляй против ближнего твоего зла, когда он без опасения живет с тобою. 30 Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе.
Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь. Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего.
Не может человек найти суть дела, что делается под солнцем, — сколько б ни трудился искать человек — не найдёт; и если даже скажет мудрец, что сумеет, — не найдёт.
Лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать это.
Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.
Не очень будь праведным и не слишком мудрым зачем тебе ужасаться?
Кто хранит уста свои — тот бережёт душу свою, а кто широко растворяет рот — тому беда.
Не поможет богатство в день гнева, правда же спасёт от смерти.
Кто стережет смоковницу, тот будет есть плоды ее; и кто бережет господина своего, тот будет в чести.
Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними, потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.
Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость.
Не стремись слышать всё, ибо ты услышишь, как твой раб злословит тебя. (парафраз Екк. 7:21[1])
Кто любит наставление, тот любит знание, а кто ненавидит обличение, тот невежда.
Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя.
Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан.
Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
Кротостью склоняется к милости вельможа, и мягкий язык переламывает кость.
Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы.
Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.
Нет человека, властного над ветром, — удержать умеющего ветер, — и над смертным часом нет власти, и отпуска нет на войне, и не выручит нечестие нечестивца.
Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает.
Обещал — исполни! Лучше не обещать, чем обещать и не исполнять
Как пёс возвращается в блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.
От множества мечтаний много тщетных слов.
Ибо что может тот, кто следует царю? То, что делали раньше!
Полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма. Но единая участь постигнет и мудрого, и глупого.
И я подумал: лучше мудрость, чем храбрость, но мудрость бедного презирают и не слушают его речей.
Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого — пятно себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; дай наставление мудрому, и он будет ещё мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.
И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
Праведность бессмертна, а неправда причиняет смерть.
И ещё довелось мне увидеть под солнцем, что не быстрым — удача в беге, не разумным — богатство, не храбрым — удача в битве и не мудрым — хлеб, и не сведущим — благословенье, но срок и случай постигает их всех.
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои разумен.
И возненавидел я сам весь труд, над чем я трудился под солнцем, потому что оставлю его человеку, что будет после, и кто знает, мудрый ли он будет или глупый, — а будет владеть моими трудами.
Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными мудрость.
Жесток гнев, неукротима ярость, но кто устоит против ревности?
Род уходит и род приходит, а Земля остаётся на век.
Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.
Сделал Бог человека прямым, люди же ищут многих ухищрений.
Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы.
Сильный делает все произвольно.
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть.
Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей.
Даже в мыслях не кляни царя и в спальном покое не кляни богатых, ибо птицы небесные перенесут твою речь, и пернатые объявят дело.
Стремление познать суть вещей дано человеку как бич наказующий.
Всякое слово Бога чисто; Он – щит уповающим на Него. Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом.
Точно так, как не знаешь ты, откуда стало дыханье и кости откуда в беременной утробе, так не знаешь ты дел Бога, создающего всё.
Всему свой час, и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать… время разрушать и время строить… время разбрасывать камни и время складывать камни… время молчать и время говорить.
У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости.
Увидел я, что полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма.
Всё идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах.
Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее.
Всё — из праха, и всё возвратится в прах. (Экклезиаст)
Человек бедный и притесняющий слабых Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют всё.
Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.
Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит.
Вдвоём быть лучше, чем одному… если двое лежат — тепло им; одному же как согреться?.. и втрое скрученная нить не скоро порвётся.
Что было — уже есть, и чему быть — уже было.
Бывает, скажут о чём-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас.
Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем.
Бог — ради человеков, чтобы их просветить, дабы поняли сами, что они — это скот, и только!
Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная.
Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед и наказываются.
Я понял задачу, которую дал Бог решать сынам человека: всё он сделал прекрасным в свой срок, даже вечность вложил им в сердце, — но чтоб дела, творимые Богом, от начала и до конца не мог постичь человек.
Бедный ненавидим бывает даже близкими своими, а у богатого много друзей.